Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 53»

Адрес456625, Российская Федерация, Челябинская область, Копейск , проспект Победы, 19 В

Контакты администрации +7(351)397-64-94 ds53@kopeysk-uo.ru

Рекомендации специалистов

Рекомендации дефектолога по развитию навыков графомоторики  и постановки руки к письму

у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Старший дошкольный возраст нацелен на подготовку к школе. Подготовка к школе включает в себя много направлений, одно из которых – это постановка руки к письму.

Придя в школу, ребенок должен понимать, что такое «строка», «клетка»  и «поля», как писать заглавную и строчную буквы, как помещать в клетке цифры и математические знаки, а также уметь штриховать в заданном направлении, обводить фигуры и рисунки, правильно закрашивать их. И всему этому ребенок учится еще до школы.

В 5-6 лет малыш любит «заниматься в тетрадках» и рисовать. Именно в этом возрасте психологи рекомендуют: рисуйте-рисуйте-рисуйте! В рисовании не только «оттачиваются» движения пальчиков и ручной умелости, но и формируется воображение, навык аккуратности, правильности, понимания правильной результативности.

У  детей с нарушением зрения часто навыки графомоторики (рисования, владения карандашом, умения пользоваться плоскостью листа) формируются сложно. Поэтому именно взрослому важно обогащать деятельность ребенка правильными играми и заданиями, при этом необходимо, конечно соблюдать режим зрительной нагрузки!

А к полезным заданиям относятся:

  • обвести по контуру предмет
  • заштриховать в заданном направлении (сверху вниз, снизу вверх, по диагонали, справа налево и др.)
  • обвести предмет по трафарету
  • дорисуй предмет / части предмета
  • найти названный предмет среди «перепутанных» и обвести / закрасить его
  • обвести клетки через одну
  • провести линии-зигзаги
  • провести линии в тетради (по полоскам) до полей (красной линии)
  • обвести заданные фигуры / линии / крючки
  • написать по образцу («Продолжи ряд»)
  • раскрась заданным цветом
  • раскрась цветными карандашами
  • нарисуй узор из фигур /крючков/линий
  • раскрась узор разными цветами
  • соедини точки (по порядку, в заданном направлении, по цифрам и др.)

 

Для выполнения таких заданий можно использовать прописи, фабричные тетради, но также взрослый может писать, рисовать сам простые задания как на нелинованном листе, так и на тетрадных страницах.

Если Вы решили испробовать ручку, то для ребенка с нарушением зрения лучше взять черный цвет: такие линии малыш будет видеть чётче.

Важно также обращать внимание на цвет разлиновки в тетради: таких линий не должно быть слишком много (не следует брать тетради с косой линией), но они должны быть хорошо видны, не бледные. А сами тетрадные страницы должны быть белые (не желтые или серые).

Следим за правильным удержанием ребенком карандаша в руке! При этом обратите внимание, чтобы локоть не висел мимо стола, а опирался на плоскость столешницы; удержание карандаша в пальчиках  было верным; нажим на карандаш был не слишком слабым и не слишком сильным; локоть был опущен на стол; чтобы ребенок пользовался всей плоскостью стола.

Еще раз напоминаем  о зрительном режиме:

  • свет падает слева (для правшей, и справа – для левшей)
  • беспрерывно рисуем не больше 10-12 минут
  • в перерывчиках используем зрительные гимнастики (смотрите домашние тетради, спрашивайте у детей – они знают!)
  • в процессе выполнения задания просите ребёнка на секундочку посмотреть в окно (взгляд направляем «далеко» - чтобы глазки отдохнули)
  • перед началом работы, а также при моторном утомлении (если устали пальчики) предложите ребенку выполнить пальчиковую гимнастику, при этом сопровождая зрительным контролем
  • по окончании работы в тетради или на листочке предлагайте ребенку двигательную активность

Удачи Вам и Вашим детям!