Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 53»

Адрес456625, Российская Федерация, Челябинская область, Копейск , проспект Победы, 19 В

Контакты администрации +7(351)397-64-94 ds53@kopeysk-uo.ru

Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ

«Дети с ОВЗ. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции о правах ребёнка и направлен на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей. Стандарт учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Законом РФ «Об образовании  в Российской Федерации» установлено, что государство создаёт гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.       

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

 Своевременное оказание необходимой медико-психолого-социальной помощи в дошкольный период позволяет обеспечить коррекцию недостатков ребёнка, улучшить его развитие, подготовить к обучению в массовой школе и, соответственно, обеспечить его социальную адаптацию.

Многие семьи узнают о том, что у их ребенка ОВЗ, только после того, как он начинает ходить в детский сад. До этого момента ребенок кажется спокойным, немного странным или чувствительным – просто немного другим. Но в детском саду обнаруживаются новые трудности. Новый режим дня, новые занятия, ролевые игры и необходимость использования речевых навыков – это тяжелое испытание для детей с ОВЗ. И если дома родители привыкают к «странностям» своего ребенка, то воспитателям трудно, а подчас и невозможно найти подход к такому ребенку в условиях массовой группы, поэтому часто ребенку самостоятельно приходится адаптироваться к новому окружению и условиям.

А главное, услышав диагноз, многие мамы и папы ощущают себя бессильными и безоружными, так как не знают, чем можно помочь ребенку. Поэтому, работа с родителями этой категории детей, выходит на первый план.

Необходимо познакомить их с особенностями развития детей вообще и их ребенка в частности. Поняв, чем же конкретным отличается их ребенок от других, увидев его "сильные" и "слабые" стороны, педагог совместно с родителями (законными представителями) определяют уровень требований к нему, выбрав основные направления и формы работы.

Основой профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение. Помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в развитии эмоционально-волевой сферы необходимы в большой степени, чем нормально развивающемуся, способному самостоятельно черпать знания из окружающего мира.

Как для детей с ограниченными возможностями здоровья, так и для здоровых ребят интеграционная система имеет преимущества: социального характера:

- развитие самостоятельности через предоставление помощи;

- обогащение коммуникативного и нравственного опыта;

- формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность;

педагогического характера:

- рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом);

- активизация когнитивного (такие процессы как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение) развития через коммуникацию и имитацию.

Данная проблема актуальна и для нашего образовательного учреждения. В настоящее время нашу группу посещают два ребенка, один ребенок с тяжёлыми нарушениями речи, и один с задержкой психического развития.

 Основополагающими задачами сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями мы считаем:

  1. Создание толерантной среды для субъектов воспитательно-образовательного пространства  через сопереживание, сочувствие и сотрудничество.

  2. Обеспечение успешности детей с особыми образовательными  потребностями наряду с детьми, не имеющими проблем в развитии.

  3. Укрепление  здоровья и предупреждение появления вторичных нарушений физического и психического развития;

  4. Создание  условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников общеразвивающей группы.

Для решения данных задач психолого-педагогической поддержки детей необходима не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем.

В нашем образовательном учреждении психолого – педагогическое сопровождение рассматривается, как система деятельности всех специалистов, направленная на создание условий успешного развития каждого ребенка.

 Сопровождение детей осуществляют:

- Педагог-психолог  - психодиагностику, коррекционную работу, просвещение и консультирование педагогов и родителей.

- Учитель-логопед - диагностический мониторинг, занимается коррекцией и развитием речи, разрабатывает рекомендации другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с детьми.

- Музыкальный руководитель,  реализацию используемой программы музыкального воспитания.

- Инструктор по физическому воспитанию разработку и реализацию  программы по физическому воспитанию, определяет уровни физической подготовки детей, в соответствии с возрастом, готовит  рекомендации для воспитателей.

- Воспитатель - обеспечивает всестороннее развитие воспитанников, планирует (совместно с другими специалистами) и проводит фронтальные занятия, организует совместную деятельность всех воспитанников группы.

В рамках проводимой образовательной деятельности,  используются самые различные виды деятельности, методы и приемы, а также обязательно обращается внимание на формирование умений у детей работать в макро и микро группе, в паре, уметь слушать и слышать товарища, проводить оценку и самооценку.

Педагогами ДОУ активно используются  в работе с детьми элементы здоровьесберегающих технологий, такие как подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика,  гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, динамическая минутка, корригирующая гимнастика, ортопедическая гимнастика, гимнастика после сна, солевое закаливание, воздушные и солнечные ванны и др. Весь учебно-воспитательный процесс направлен на обеспечение физического, психологического, социального и эмоционального развития.  

Одним из факторов, влияющих на  успешность адаптации ребенка ОВЗ в ДОУ, является овладение им игровыми и коммуникативными навыками.  Работу по освоению первоначальных представлений социального характера и развитию коммуникативных навыков, направленных на включение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений, осуществляем по нескольким направлениям:

•         в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;

•         в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;

•         в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, где воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;

•         в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности.

Для создания благоприятных условий включения детей с ограниченными возможностями здоровья в социальное пространство, наши педагоги создают ситуации успеха в различных видах детской деятельности, используют технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и дома.

Предметно - пространственная  среда в группе организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Выделено пространство для удовлетворения потребности в активном движении детей. Для сенсорного развития изготовлены и подобраны различные пособия: для мелкой моторики с липучками, пуговицами, игры-шнуровки, игры на развитие тактильных и зрительных ощущений. Используются различные музыкальные и шумовые игрушки. Созданы условия для проведения сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами.

Взаимодействие с детьми в организованной образовательной деятельности, носит системный и конструктивный характер, реализуется через различные организационные формы: интегрированные занятия (индивидуальные, подгрупповыегрупповые, игры (обучающие, обобщающие, познавательные, развивающие, продуктивные, коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные, ролевые, вербальные, подвижные и т. д.). В рамках проводимой организованной образовательной деятельности, использую самые различные виды деятельности, методы и приемы, а также обязательно обращаю внимание на формирование умений у детей работать в макро и микро группе, в паре, уметь слушать и слышать товарища, проводить оценку и самооценку. При организации взаимодействия с детьми на занятиях и вне их обязательно решается триединая задача: образовательная, воспитательная, коррекционная, что является фактором успешности обучения и социализации детей. Используя в работе с детьми элементы здоровье сберегающих технологий, весь учебно-воспитательный процесс направлен на обеспечение физического, психологического, социального и эмоционального развития. Важно вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. А в процессе осуществления психолого-педагогической поддержки социальной адаптации детей с ограниченными возможностями мы используем различные формы работы

Работа по формированию социально-коммуникативных умений повседневна и органично включается во все виды деятельности: быт, игру, обучение.

В работе по формированию социальных умений у детей с ОВЗ создали условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка, формируя культурно-гигиенические навыки, потребности вести здоровый образ жизни; развивать представления о своем здоровье и о средствах его укрепления.

- Сказкотерапию - потенциальная возможность найти решение психологических, поведенческих проблем. Акцент делается на чувства других людей, и это позволяет ребенку ОВЗ развиваться в социуме как личности. Всё это способствует развитию произвольности, внимания, наглядно-образного мышления, становлению личности ребенка. - Творчество - работа с различными материалами и сюжетами дает возможность развиваться не только мелкой моторике и точности движений, но и планированию действий, воображению, творческому мышлению, самостоятельности.

- Взаимодействие (дружный круг) - хороводы и другие игры с движением и обращением друг к другу, психологические игры позволяют поставить акцент на общении, развивать уважение и внимание друг к другу, социально адаптировать детей в ситуации коллектива. Подводя итог всему выше сказанному, можно сказать, что одним из важнейших условий успешной адаптации ребенка с ОВЗ к ДОУ, к социуму является комплексное сопровождение, поддержка. Правильно организованная система профессиональной деятельности, педагога группы, педагога-психолога, учителя-логопеда и других специалистов, методы необходимой направленности воздействия на ребенка, создают условия для успешного обучения и гармонизации психологического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, позволяют ребенку научиться принимать оптимальные решения в различных ситуациях жизненного выбора, способствуют социализации.

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОВЗВ ДОУ в 2019-2020 учебном году воспитывается  167 детей с ОВЗ, что составляет 37 % от общего количества обучающихся. В том числе 7 детей-инвалидов. В ДОУ функционирует 5 групп компенсирующей направленности: 4 группы для детей с нарушением зрения, 1 группа для детей с нарушением речи. 5 групп комбинированной направленности для детей с нарушениями речи.                                                                     

04.06.2020

Коррекционная работа осуществляется по разработанным адаптированным основным образовательным программам дошкольного образования. 

«Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с нарушением речи (ТНР)»                                      «Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с нарушением зрения».                                    «Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с нарушением зрения и ТНР».                        «Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с нарушением зрения и ЗПР».                                  «Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с нарушением зрения и НОДА».                      «Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТМНР (нарушение зрения, легкая УО, НОДА)»